Как рассказал в беседе с работниками издания «Ведомости. Город» управляющий партнер, сооснователь агентства RollingStock (специализируется на аналитике рынка рельсового подвижного состава) Александр Поликарпов, в 2024 г. общий объем рынка рельсового транспорта, включая путевую технику, сервис, запчасти и компоненты, превысил 1,2 трлн руб., что было выше уровня 2023 г. на 30%. По словам эксперта, по итогам девяти месяцев нынешнего года темпы роста рынка замедлились, однако в меньшей степени это коснулось электропоездов.
В финансовом выражении общий объем рынка рельсовой техники, включая сервис и компоненты, за девять месяцев 2025 г. составил 773 млрд руб., ожидается, что общий объем рынка составит 1,05-1,12 трлн руб., добавил Поликарпов.
«Развитие рельсового транспорта Москвы, включая метро, МЦК, МЦД и трамваи, дает стимул для качественного развития подвижного состава и транспортных сервисов в целом по всей России», – отметил эксперт.
Отечественные предприятия получают долгосрочные заказы, что положительно сказывается на производственной независимости, отметил Лошманов. Например, последние модели поездов «Иволга» почти полностью
состоят из отечественных комплектующих.
Благодаря локализации производства были сокращены расходы на выпуск электропоездов, а также появилась возможность увеличить высокотехнологичный экспорт, добавил ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
Три четверти заказов в отрасли формирует правительство Москвы, приобретающее новые вагоны метро и пригородные поезда, подчеркивают столичные власти. В выпуске «Иволги» задействовано более 600 предприятий и около 75 000 специалистов по всей стране, сообщил ранее в телеграм-канале дептранса заместитель мэра Максим Ликсутов.
По его словам, производители корпусных конструкций освоили новые методы обработки металлов, электронные компоненты стали производиться с использованием современных схемотехнических решений, а системы жизнеобеспечения разрабатывались с применением энергоэффективных подходов.
При этом для наибольшей устойчивости российским машиностроительным предприятиям необходимо диверсифицировать экспортные поставки, поделился мнением Михаил Якимов. По его словам, ориентация только на внутренний рынок создает риски: после выполнения крупных заказов от российских регионов производственные мощности могут простаивать.
Перспективным направлением Якимов называет страны Средней Азии и Закавказья, где российские поезда могли бы конкурировать с европейскими и китайскими аналогами. По его словам, привлечение заказов из этих стран позволило бы равномерно загрузить производства и снизить зависимость от федерального бюджета.
На предприятии также заявляют об ориентации не только на внутренний, но и на внешний рынок. «Если будет запрос, мы готовы предложить адаптированные решения под конкретные потребности», – подчеркнул Лошманов.